Тема 1. Введение в специальную психологию.
План:
1. Специальная психология как наука.
2. Методологические основы специальной психологии.
3. Классификация аномалий развития.
1. Специальная психология как наука.
Во всем мире увеличивается количество детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении. Это требует пристального внимания к проблеме сохранения здоровья и обеспечения условий нормального развития детей, к разработке мер профилактики отклонений в психическом развитии. Особенно это связано с обучением в школе. Необходимо раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей. Особую значимость в этом имеют представления педагогов об основных видах нарушений психофизиологического развития, о причинах, их вызывающих и о путях их преодоления. В совокупности это содержание и составляет основу специальной психологии.
Цель курса: помочь педагогам получить основные психологические знания по актуальным проблемам аномалий психического развития. Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерны отклонения от нормального психического развития, связанные с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования центральной нервной системы. Развитие специальной отечественной психологии связано с именами Выготского Л.С., Власовой Т.А., Ванюшевского И.И., Занкова Л.В., Певзнер М.С., Кулагиной Ю.А. и др.
Предмет изучения науки Специальная психология
1. Тифлопсихология Предметом изучения являются:
а) слепые дети
б) слабовидящие дети
2. Сурдопсихология Предметом изучения являются:
а). глухонемые и глухие
б) тугоухие
в) позднооглохшие
3. Олигофренопсихология Предметом изучения являются:
а) умственноотсталые
б) с задержкой психического развития
в) с нарушениями речи
4. Патопсихология Предметом изучения являются: а) распад психического развития б) болезненные свойства личности
На основании данных специальной психологии строится система обучения и воспитания детей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединенных термином дизонтогенез (различные формы нарушения развития индивида).
Задачи специальной психологии: 1. Углубленное изучение особенностей психического развития детей.
2. Определение системы адекватных мероприятий коррекционного и развивающего действия.
3. Изучение внутренних и внешних факторов отклонений в развитии и поведении.
4. Разработка приемов и методов диагностики, направленной на определение актуальных возможностей ребенка, а
также определения зоны ближайшего развития.
2. Методологические основы специальной психологии.
Интерес к особенностям детей с психическими проблемами возник давно. Л.С. Выготский в начале 30-ых годов ХХ века выдвинул тезис об общности основных закономерностей развития ребенка в норме и патологии. В дальнейшем это положение подтвердилось в исследованиях Занкова Л.В., Соловьева и др.
Психологическое развитие в норме и патологии имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием каких-либо психических образований, которые становятся основой психического развития на следующих этапах. Выготский сформировал положение о том, что в структуре дефекта в процессе нарушенного развития формируются вторичные отклонения.
Исследователи, начиная с Л.С. Выготского, в 20-ых годах ХХ века, установили, что у детей, не имеющих текущего патологического процесса, есть потенциальные возможности компенсации и развития за счет формирования высших психических функций. Эти компенсаторные возможности в условиях коррекции воспитания и обучения сглаживают и в определенной мере устраняют неправильность психического развития у детей.
Эта концепция о сглаживании биологической недостаточности в условиях специального обучения и воспитания аномальных детей и составляет методологическую основу специальной психологии.
Общетеоретические положения:
1. Развитие аномального ребенка подчиняется тем же законам, которые характеризуют развитие здорового ребенка.
2. У аномального ребенка выделяются разные группы дефектов: первичные, связанные с повреждениями центральной нервной системы; вторичные, отражающие повреждения психического развития в условиях первичного дефекта.
Лебединский В.В. выделил психологические параметры дизонтогенеза, позволяющие определять механизмы нарушения психического развития.
1. Функциональная локализация нарушения. В зависимости от нее выделяют два вида дефектов:
а) частный, обусловленный нарушением или недостатком отдельных функций (например, речи);
б) общий, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем головного мозга
2. Время нарушения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее недоразвитие функции, при позднем поражении возникает явление распада психических функций.
Факторы риска:
1. Генетические: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, выкидыши или мертворожденные дети, хронические заболевания у родителей, нервные родители.
2. Внешнесредовые: неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, неполная семья, неблагоприятный климат в семье, раннее искусственное или смешанное вскармливание.
3. Классификации аномалий развития
В научной литературе разработаны различные подходы к классификации и характеристике контингента учащихся общеобразовательных учреждений.
Первая классификация А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов в 1968 году выделили детей, учащихся общеобразовательных школ с трудностями в учебе.
а) нормальные, но педагогически запущенные с отрицательным отношением к занятиям, с отставанием по большинству предметов.
б) умственно отсталые дети с недоразвитием мозговых структур, с инертностью психических процессов, с неспособностью к сложным формам
абстракции, обобщения.
в) дети с врожденным или ранее приобретенным снижением слуха. д) дети с эмоциональными дефектами, у которых в силу негативизма или отрицательных эмоциональных установок имеются препятствия для нормального продвижения в школе.
Вторая классификация М.С. Певзнер, Т.А. Власова в середине 70-х годов выделили группы детей, объединенных общими признаками отклонения в развитии.
1. С сенсорными нарушениями: нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата.
2. С задержкой психического развития.
3. С астеническими или реактивными состояниями и конфликтными переживаниями (агрессивность, шок, страхи, навязчивые мысли)
4. Дети с психопатическими формами поведения (эмоциональные нарушения поведения)
5. Умственно недоразвитые (дети-олигофрены) 6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения)
В современных классификациях дополнительно включаются следующие группы аномальных детей.
1. Дети-носители негативных психических состояний (утомленность, напряженность, тревожность, фрустрация)
2. Дети с акцентуациями характера (импульсивность, гиперактивность)
3. Дети с дисгармоничным развитием ряда подструктур личности;
- в подструктуре самоопределения личности – низкий уровень самооценки и самоконтроля;
- в подструктуре направленности – слабая целеустремленность, гипермотивированность.
Так как отклонения в развитии очень различны, то необходим дифференцированный подход к диагностике отклонений в развитии и к созданию коррекционно-развивающих программ для детей.
Для организации дифференцированного обучения и воспитания детей выделяют следующие группы детей:
1. Дети с отклонениями в развитии в связи с органическими нарушениями
2. Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью
3. Дети с отклонениями в развитии на почве психической депривации (лишение внешних впечатлений).
|