Тема №5.
Совместная деятельность и общение.
План:
1.
Признаки и структура совместной деятельности
2.
Стратегии поведения и типы взаимодействия
3.
Свойства субъекта совместной деятельности
4.
Фило- и онтогенез совместной деятельности
5.
Взаимосвязь общения и совместной деятельности
1. Признаки и структура совместной деятельности.
Признаки – отличительные особенности.
К
признакам совместной деятельности относятся:
- единая цель участников
деятельности;
- общая мотивация;
- объединение индивидуальных
деятельностей (образование единого целого);
- разделение процесса
деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение
между участниками;
- согласование индивидуальных
деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она
достигается с помощью управления
– управление (важный признак совместной деятельности);
- единый конечный результат;
- единое пространство и
одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.
Психологическая
структура совместной деятельности
-
общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится
общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;
-
общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;
-
совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих
задач;
-
общий результат.
2. Стратегии поведения и типы взаимодействия.
В
совместной деятельности используется три типичных стратегии поведения её
участников:
-
содействие целям других участников;
-
противодействие;
-
уклонение от взаимодействия.
Типы
взаимодействия:
-
сотрудничество;
-
противоборство;
-
уклонение;
-
однонаправленное содействие (1 способствует, другой уклоняется);
-
однонаправленное противодействие (первый противодействует, другой уклоняется);
-
контрастное (1 способствует, другой противодействует).
3. Свойства субъекта совместной деятельности:
Выделяется
6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны:
а) целенаправленность
группового субъекта деятельности (общность индивидов) – стремление к основной
цели;
б) мотивированность –
активное, заинтересованное, действенное отношение к совместной деятельности;
в) целостность – внутреннее
единство общности индивидов. Оценивается параметрами:
- плотность функциональных
связей – частота и интенсивность контактов;
- уровень функциональной
взаимосвязанности - отношение числа совместно выполняемых операций к общему их
числу;
г) структурированость –
четкость, строгость взаимного распределения функций, прав, обязанностей.
Доминирующие способы
распределения функций являются эмпирическими показателями структурированности
(подстраховка, взаимодополнение), а также принятие ответственности (концентрация,
распределение).
д) согласованность –
гармоничное сочетание участников группы, взаимная обусловленность их действий.
е) организованность –
упорядоченность, собранность, подчинение определённому порядку выполнения
совместной деятельности, способность действовать в соответствии с планом.
Деятельность
и взаимодействие выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают
друг друга.
Модель
регуляции совместной деятельности
![]()
М
4.Фило- и онтогенез совместной деятельности.
При рассмотрении механизма
психического развития отечественные исследователи обычно исходят из идей Л.С.
Выготского, который выдвинул как важнейший
для психологии исторический принцип понимания психических процессов. В
соответствии с ним поведение современного культурного взрослого человека представляет собой результат двух различных
процессов развития: биологической эволюции животных и исторического
развития человечества, в итоге чего
первобытный, примитивный человек
превращается в современного культурного человека.
В филогенезе оба эти процесса, по
мнению Выготского, представлены отдельно как самостоятельные и независимые
линии развития. В онтогенезе они слиты
воедино, так как ребенок сразу же после рождения оказывается под определяющим
воздействием окружающей его социальной среды и при этом продолжается
также его органическое развитие. "Врастание нормального ребенка в
цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания, - пишет Выготский. Оба плана развития - естественный и культурный -
совпадают и сливаются один с
другим". Таким образом, обе
"системы активности" (животная и человеческая) развиваются одновременно и совместно.
По Л.С.Выготскому,
в ходе исторического развития человечества (и соответственно в онтогенетическом
развитии каждого отдельного человека) возникают и формируются культурные
формы поведения. При этом к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное и
специфическое для данного возраста отношение
между ребенком и окружающей его средой. Это отношение Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте.
5.Взаимосвязь общения с
совместной деятельностью:
Психологи
различают:
·
общение I рода – обмен информацией, состояниями, познание
людьми друг друга;
·
общение II рода ( персонализация) – это процесс, в результате
которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других
и может выступать в общественной деятельности как личность.
Общение
I рода – необходимая предпосылка и составная часть
совместной деятельности. Персонализация же (общение II рода), включает в свой состав совместную
деятельность, т.к. она более успешно протекает в условиях совместной деятельности.
При
общении I рода акцент делается на субъект - субъектное взаимодействие,
а в случае совместной деятельности (общение II рода) - на субъект – объектное взаимодействие.
В
процессе развития личности происходит периодическая смена доминанты общения и
деятельности.
По
Эльконину Д.Б. развитие познавательной сферы человека и его личности идет в
разных видах общения и деятельности, сменяет друг друга. С рождения до ранней
юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения,
которые поочерёдно обеспечивают преимущественное становление познавательных
процессов и развития личности.
Возрастной
этап
|
Доминирующий тип общения
или деятельности
|
Род общения
|
Младенчество (до 1 года)
|
Непосредственно-эмоциональное
общение
|
Общение I рода
|
Ранее детство (1-3 года)
|
Предметно-манипулятивная
деятельность
|
Общение II рода
|
Дошкольный возраст
(3-6(7)) лет
|
Ролевая игра
|
Общение I рода
|
Младший школьный возраст
(7-11(12)) лет
|
Учебная деятельность
|
Общение II рода
|
Подростковый период
(12- 15(16)) лет
|
Интимно-личностное общение
|
Общение I рода
|
Ранняя юность (16-17) лет
|
Учебно-профессиональная
деятельность
|
Общение II рода
|
|