Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 28.07.2025, 17:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Нить Ариадны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Социальная психология

Тема №5. Совместная деятельность и общение.
12.03.2010, 22:52

Тема №5. Совместная деятельность и общение.

План:

1. Признаки и структура совместной деятельности

2. Стратегии поведения и типы взаимодействия

3. Свойства субъекта совместной деятельности

4. Фило- и онтогенез совместной деятельности

5. Взаимосвязь общения и совместной деятельности

 

 

1. Признаки и структура совместной деятельности.

Признаки – отличительные особенности.

К признакам совместной деятельности относятся:

- единая цель участников деятельности;

- общая мотивация;

- объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого);

- разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

- согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается  с помощью управления

 – управление (важный признак совместной деятельности);

- единый конечный результат;

- единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Психологическая структура совместной деятельности

- общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

- общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

- совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

- общий результат.

 

2. Стратегии поведения и типы взаимодействия.

В совместной деятельности используется три типичных стратегии поведения её участников:

- содействие целям других участников;

- противодействие;

- уклонение от взаимодействия.

Типы взаимодействия:

- сотрудничество;

- противоборство;

- уклонение;

- однонаправленное содействие (1 способствует, другой уклоняется);

- однонаправленное противодействие (первый противодействует, другой уклоняется);

- контрастное (1 способствует, другой противодействует).

 

3. Свойства субъекта совместной деятельности:

Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны:

а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) – стремление к основной цели;

б) мотивированность – активное, заинтересованное, действенное отношение к совместной деятельности;

в) целостность – внутреннее единство общности индивидов. Оценивается параметрами:

- плотность функциональных связей – частота и интенсивность контактов;

- уровень функциональной взаимосвязанности - отношение числа совместно выполняемых операций к общему их числу;

г) структурированость – четкость, строгость взаимного распределения функций, прав, обязанностей.

Доминирующие способы распределения функций являются эмпирическими показателями структурированности (подстраховка, взаимодополнение), а также принятие ответственности (концентрация, распределение).

д) согласованность – гармоничное сочетание участников группы, взаимная обусловленность их действий.

е) организованность – упорядоченность, собранность, подчинение определённому порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать в соответствии с планом.

Деятельность и взаимодействие выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга.

 

Модель регуляции совместной деятельности






М

4.Фило- и онтогенез совместной деятельности.

 

При рассмотрении механизма психического развития отечественные исследователи обычно исходят из идей Л.С. Выготского, который выдвинул как важнейший для психологии исторический принцип понимания психических процессов. В соответствии с ним поведение современного культурного взрослого человека представляет собой результат двух различных процессов развития: биологической эволюции животных и исторического развития человечества, в итоге чего первобытный, примитивный человек превращается в современного культурного человека.

В филогенезе оба эти процесса, по мнению Выготского, представлены отдельно как самостоятельные и независимые линии развития. В онтогенезе они слиты воедино, так как ребенок сразу же после рождения оказывается под определяющим воздействи­ем окружающей его социальной среды и при этом продолжается также его органическое развитие. "Врастание нормального ре­бенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с про­цессами его органического созревания, - пишет Выготский. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим". Таким обра­зом, обе "системы активности" (животная и человеческая) разви­ваются одновременно и совместно.

По Л.С.Выготскому, в ходе исторического развития человечества (и соответственно в онтогенетическом развитии каждого отдель­ного человека) возникают и формируются культурные формы по­ведения. При этом к началу каждого возрастного периода скла­дывается своеобразное и специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его средой. Это отношение Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в дан­ном возрасте.

 

5.Взаимосвязь общения с совместной деятельностью:

Психологи различают:

·        общение I рода – обмен информацией, состояниями, познание людьми друг друга;

·        общение II рода ( персонализация) – это процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других и может выступать в общественной деятельности как личность.

Общение I рода – необходимая предпосылка и составная часть совместной деятельности. Персонализация же (общение II рода), включает в свой состав совместную деятельность, т.к. она более успешно протекает в условиях совместной деятельности.

При общении I рода акцент делается на субъект - субъектное взаимодействие, а в случае совместной деятельности (общение II рода) - на субъект – объектное взаимодействие.

В процессе развития личности происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.

По Эльконину Д.Б. развитие познавательной сферы человека и его личности идет в разных видах общения и деятельности, сменяет друг друга. С рождения до ранней юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения, которые поочерёдно обеспечивают преимущественное становление познавательных процессов и развития личности.

Возрастной этап

Доминирующий тип общения

или деятельности

Род общения

Младенчество (до 1 года)

Непосредственно-эмоциональное общение

Общение I рода

Ранее детство (1-3 года)

Предметно-манипулятивная деятельность

Общение II рода

Дошкольный возраст

(3-6(7)) лет

Ролевая игра

Общение I рода

Младший школьный возраст (7-11(12)) лет

Учебная деятельность

Общение II рода

Подростковый период

(12- 15(16)) лет

Интимно-личностное общение

Общение I рода

Ранняя юность (16-17) лет

Учебно-профессиональная деятельность

Общение II рода

Категория: Социальная психология | Добавил: Психолог
Просмотров: 20162 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 женщина-праздник  
0
Наталья Викторовна, картинки в материале не открываются sad не только в этом разделе, но и в других.Марина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025